Логопедический массаж при дцп

Особенности детского массажа при ДЦП

Логопедический массаж при дцп

Массаж при ДЦП – эффективный способ коррекции двигательных нарушений. Методику воздействия подбирает врач, учитывая клинические проявления. Основное отличие от обычного массирования заключается в цели воздействия – нормализация рефлекторных реакций нервной системы. Массаж для ребенка с ДЦП охватывает область рук, ног, шеи, плечевого пояса, спины, лица и других отделов тела.

Виды массажа

Чтобы создать комфортную психологическую атмосферу, целесообразно включать расслабляющую, спокойную музыку. Для пациентов детского возраста рекомендуется использовать разноцветные мягкие игрушки, которые отвлекают внимание от лечебных манипуляций. Основные методики массажа при ДЦП у детей:

  • Классический.
  • Точечный.
  • Логопедический.
  • Аппаратный.

При выборе методики учитывают симптоматику. Воздействие выполняется плавными, мягкими движениями. Массирование пациентов в возрасте до 1 года осуществляется сухими руками. Во время массирования детей старшего возраста и взрослых используют специальное масло. Основные принципы:

  1. Все манипуляции проводятся в щадящем режиме.
  2. Проводится подготовка мышц к воздействию посредством поглаживания (для расслабления).
  3. Не допускается сильное нажатие и сжимание, которое приводит к появлению болезненных ощущений.
  4. Стимулирование паретических, слабых, вялых мышц проводится осторожно, чтобы не спровоцировать гипертонус.

Длительность курса составляет 10-20 сеансов, продолжительность процедуры – 30-60 минут. После массирования ребенку необходим отдых в течение 15-20 минут. Массирование выполняется в области шеи, рук, ног и других частей тела.

Классический

Классический массаж при ДЦП применяется для коррекции двигательных нарушений у детей и взрослых. Массажные процедуры улучшают самочувствие и общее физическое состояние пациента. Основные приемы: похлопывание, растирание, разминание, поглаживание. Терапевтические эффекты:

  • Устранение мышечного гипертонуса.
  • Релаксация спазмированных, устойчиво сокращенных мышц.
  • Стимулирование мышц с ослабленным тонусом.
  • Ускорение кровообращения для улучшения кровоснабжения мышечных тканей и активации процессов метаболизма.
  • Стимулирование реакций нервной системы.

Для улучшения функции дыхания массируют мышцы, расположенные в области грудной клетки. Тонус мышц выявляется методом пальпации. Для определения характеристик дыхания проводится спирометрия (измерение объема и скорости дыхания).

Логопедический

Детям с речевыми расстройствами при ДЦП делают логопедический массаж. Массажные движения в области шеи, плеч и лица затрагивают мимическую мускулатуру и мышечные волокна речевого аппарата. Воздействие направлено на нормализацию тонуса. В зависимости от состояния мышечной ткани речевого аппарата массирование приводит к достижению эффектов – расслабление мускулатуры или повышение тонуса.

Для выполнения логомассажа ребенка удобно укладывают чаще в позу эмбриона (на боку) или в лежачее положение (на спине) с согнутыми в коленных суставах ногами. Пациенту, лежащему на спине, под шею подкладывают подушку или обкладывают голову мягкими валиками для надежной фиксации. Основные приемы для расслабления:

  1. Поглаживание шеи в направлении сверху вниз.
  2. Пассивное вращение головы поочередно в разные стороны (первой рукой массажист придерживает шею ребенка сзади, вторая рука располагается на голове в лобно-теменной зоне и направляет вращательные движения).
  3. Пассивные наклоны, совершаемые головой в направлении вниз – назад и вперед, затем в стороны.
  4. Совершение мягких поглаживающих движений подушечками пальцев в зоне лица – щек, подбородка, лба, висков, вокруг глаз и рта.
  5. Выполнение легких пощипывающих движений в зоне нижней челюсти.
  6. Мягкое круговое постукивание подушечками пальцев в области, окружающей губы.

Для повышения тонуса мускулатуры речевого аппарата применяют приемы: мягкое растирание мимических мышц, разминание зоны скул и подбородка спиралевидными движениями. Тонизирующий эффект достигается при помощи несильного пощипывания в области щек и вокруг рта.

Точечный

Рефлексотерапия применяется при детском церебральном параличе как самостоятельный метод или в совокупности с классическим массажем. В ходе сеанса производится воздействие на биологические точки, которые провоцируют рефлекторный ответ нервной системы. Регуляция работы нервной системы сопровождается эффектами:

  • Улучшение кровоснабжения мышечной ткани.
  • Стимуляция клеточного метаболизма.
  • Нормализация тонуса мышц.
  • Уменьшение спастичности и болезненных ощущений в мышцах.
  • Улучшение тканевой трофики.
  • Активация выпрямительных рефлексов при повышенной спастичности.
  • Устранение ригидности (твердость, неподатливость) мышц.

Точечное воздействие успокаивает нервную систему, регулирует процессы передачи нервных импульсов. Надавливание на точки способствует лучшему прохождению нервных импульсов от головного мозга к мышечным волокнам. Парезы сопровождаются постепенным истончением мышечных волокон и уменьшением мышц в объеме.

При парезе или гемипарезе (слабость мышц в одной половине тела) точечный массаж провоцирует усиление кровотока в зоне воздействия, что способствует улучшению микроциркуляции и увеличению объема кислорода, поступающего к мышцам с ослабленным тонусом. Основные приемы массажа: нажатие, поглаживание, вибрирующее воздействие. Интенсивность и длительность проработки точки подбирается индивидуально.

Чтобы избежать неприятных ощущений во время сеанса точечного массажа при ДЦП, непосредственно перед процедурой рекомендуется тепловое воздействие – озокеритовые, парафиновые, грязевые аппликации. Под влиянием тепла мускулатура расслабляется, что приводит к лучшему терапевтическому эффекту и отсутствию чувства боли при нажатии на точку.

Аппаратный

Для расслабления спазмированных мышц применяют вибрационный массаж. Вибрации создает специальный прибор, который прикладывается к зоне воздействия. Интенсивность вибраций регулируется. инструкция поможет выбрать нужные настройки и режим работы аппарата. Рекомендуется длительность воздействия на мышцу – не больше 3 минут. Длительность сеанса – 10-15 минут.

Показания и противопоказания

Массаж и ЛФК при ДЦП – обязательные процедуры в комплексной терапии заболевания. Проводить занятия физкультурой и массажные сеансы должны специалисты – врач ЛФК и массажист, обладающий познаниями в данной сфере. Методики и техники подбираются индивидуально с учетом ведущих симптомов. Основные задачи лечения, решаемые при помощи массажных процедур:

  1. Снижение рефлекторного мышечного ответа, уменьшение мышечной возбудимости.
  2. Предотвращение контрактуры (ограничение пассивных движений в зоне сустава, которое характеризуется невозможностью полностью согнуть или разогнуть конечность).
  3. Уменьшение проявления синкинезии (рефлекторное непроизвольное аналогичное движение конечностью в ответ на произвольное движение другой конечностью).
  4. Стимулирование активности мышц, подвергшихся парезу.
  5. Улучшение кровообращения, стимуляция лимфотока.
  6. Коррекция трофических расстройств (изменение жизнедеятельности и клеточного питания тканей, что приводит к нарушению структуры и функций пораженных органов).

Комплекс лечебной физкультуры подбирается индивидуально. Обычно пациенты детского возраста в рамках занятия выполняют упражнения с мячом, в позе лежа и сидя, на растяжение и расслабление мышц. Комплексы для старших детей дополняются подъемами по наклонной плоскости, прыжками на батуте, прохождением сквозь тоннель, упражнениями со скакалкой.

Параллельно показаны водные процедуры в бассейне, в том числе водная гимнастика. Занятия проводятся регулярно под контролем инструктора ЛФК, за исключением случаев, когда у пациента повышаются показатели температуры тела, наблюдаются признаки развития острых форм соматических заболеваний или плохое самочувствие.

Для коррекции двигательных нарушений при ДЦП применяют различные аппараты и тренажеры, которые воздействуют на мышечную ткань и рефлекторные точки.

Хождение босыми ногами по коврику с ребристой поверхностью, тренировки с эспандерами проводятся для развития мелкой моторики и двигательных навыков.

На занятиях с маленькими детьми используются специальные ходунки, оснащенные ортопедическими вставками.

Противопоказанием к массажным процедурам является повреждение кожных покровов, сердечная недостаточность. Лучше отложить сеансы, если на кожных покровах появились высыпания аллергической, бактериальной, вирусной или грибковой этиологии. Другие противопоказания: грипп, острые респираторные инфекции.

Техники исполнения

Особенности детского массажа при ДЦП заключаются в подготовке к процедуре. Важен психологический настрой ребенка и физическое состояние. Рекомендуется расслабить мускулатуру перед тем, как делать массаж детям с ДЦП. Для этого применяется методика Фелпса:

  1. Фиксируют, удерживают левой рукой верхнюю часть конечности пациента в неподвижном положении.
  2. Правой рукой держат конечность пациента в нижней части (кисть, стопа).
  3. Совершают правой рукой частые, колебательные движения так, чтобы конечность мелко сотрясалась.

Методика Семеновой позволяет понижать тонус мышц, сгибающих пальцы. Для достижения результата массажист удерживает кончики пальцев ребенка и слегка покручивает их в стороны. Применение приема приводит к эффекту экстензии (разгибание) пальцев и всей кисти. Методика воздействия при повышенном тонусе приводящих бедренных мышц, который наблюдается в вертикальном положении:

  1. Когда ребенок опирается на нижние конечности с перекрестом в зоне голеней или бедер, помогает точечный массаж, который делают в области лопаток. Пациенту заводят назад плечи по Фелпсу, чтобы лопатки сомкнулись на уровне позвоночного столба, в зоне углов лопаток выполняют точечное массажное воздействие. В результате понижается тонус приводящих бедренных мышц. Параллельно улучшается опора на ноги (отсутствует перекрест) и способность удерживать голову, находясь в вертикальном положении.
  2. При повышенном тонусе мускулатуры нижних конечностей с невозможностью совершения шаговых движений делают упражнение – мягкое отведение плеч в направлении назад с одновременным массированием большими пальцами рук мышц, которые приводят лопатки к позвоночнику. Воздействие уменьшает тонус мускулатуры бедер, устраняет перекрест ног, когда пациент находится в положении стоя.
  3. При повышенном тонусе мышц, расположенных в зоне ног, ребенка удерживают под мышки, приподнимают, несильно раскачивают тело в направлении вперед и назад. Раскачивание вперед совершают свободно без касания поверхности стола. Раскачивание назад совершают так, чтобы пятки соприкасались со столом, покрытым тканью с грубой поверхностью. Касание пятками поверхности стола усиливает афферентацию (поток нервных импульсов) от головного мозга к мышцам. Расслабление мускулатуры нижних конечностей при раскачивании достигается за счет влияния большой мышцы груди на приводящие бедренные мышцы.

Расслабление спазмированных мышц рук по методике Матье предполагает растяжение мышц-антагонистов спазмированных мышц. Эффект расслабления достигается за счет сближения мест их соединения.

Согласно методике Войта, вырабатываются активные движения из определенных положений – укладывание в определенной позе позволяет совершать только одно нужное движение (фиксация исключает выполнение другого движения).

Методика Кэбота строится на онтогенетических принципах – движения вырабатываются посредством активации двигательных нейронов спинного мозга. Активация мотонейронов осуществляется при помощи стимулов – вовлечение в движение максимального количества мышечных групп, максимальное сокращение мышц (препятствие сопротивлению), повышение ощущения движения.

Существует более 25 методик, которые используют для коррекции моторной дисфункции у пациентов с ДЦП. Делать самостоятельно на дому массаж для детей с ДЦП можно, окончив специальные курсы. Выбирая курсы массажа, следует учитывать специализацию – устранение двигательных нарушений, связанных с поражением ЦНС.

Существует много приемов и массажных техник, которые направлены на устранение двигательных нарушений при ДЦП. Чтобы выбрать подходящую методику, учитывают состояние мышц (повышенный тонус, пониженный тонус), форму ДЦП (спастическая, гемиплегическая, дискинетическая или другая форма) и другие факторы.

Источник: https://golovmozg.ru/lechenie/osobennosti-detskogo-massazha-pri-dtsp

Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Логопедический массаж при дцп

Екатерина Минина
Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорождённых.

У детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.

Это способствует проявлениям общей и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Поэтому одним из основных видов деятельности в нашей работе является логопедический массаж, который оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Логопедический массаж проводим в теплом, хорошо проветренном помещении, циклами по 10-15-20 сеансов, по возможности каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускаем его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Перед началом массажа языка выясняем степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Очень важно при логопедическом массаже учитывать положение тела ребенка. Перед началом сеанса массажа тело ребенка приводим в правиль-ное положение.

Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению, делает более свободным дыхание и облегчает работу учителя-логопеда.

При логопедическом массаженаиболее оптимальны следующие положения:

1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) ребенок – в положении полусидя в кресле с высоким подголов-ником;

3) ребенок – в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

4) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры учитель-логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Опыт показал, массируя язык, удобнее сидеть справа от ребенка.

Широко используем так называемые «расслабляющие»массажи.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Рас-слабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяем в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придаем положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1).

Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Учитель-логопед совершает пассивные движения головой ребенка. Положение ребенка на спине или полусидя,голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой учитель-логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает го-лову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким погла-живанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры: поглаживание от середины лба к вискам, поглаживание от бровей к волосистой части головы, поглаживание от линии лба вокруг глаз, поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей, поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее, поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа, легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти, надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры: поглаживание верхней губы от углов рта к центру, поглаживание нижней губы от углов рта к центру, поглаживание верхней губы (движение сверху вниз, поглаживание нижней губы (движение снизу-вверх, поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ, точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке, легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, т. е. на ней осуще-ствляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляем при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса).

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает.

Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам, поглаживание лба от бровей к волосам, поглаживание бровей, поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны, поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам, сжимание подбородка ритмичными движениями, разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам, перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи, пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам, поглаживание от середины нижней губы к углам, поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа, пощипывание губ, покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механи-ческого прибора – вибратора.

Передача тканям мелких, быстрых, чере-дующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей.

Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).

Массаж языка у детейс ДЦП осуществляем различными способами:

1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Pay);

2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Учитель-логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Широко используем приемы массажа языка (направление массажных движений,а именно: поглаживание языка в различных направлениях, от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы, от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы, круговые, спиралевидные дви-жения, похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы, «прокачивание» – легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку, массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком,покалывание языка (игольчатым зондом,«перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле, распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи).

Логопедический массаж проводимый в системе, повышает эффективность коррекционной работы.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Логопедическаяработа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. – М.:АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) / Е. Ф. Архипова. – М.: Академия, 2008. – 79 с.

3. Архипова, Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП / Е. Ф. Архипова. – М.: Просвещение, 2007. – 196 с.

4. Дедюхина, Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 32 с.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/minina-ekaterina-vladimirovna-starshii-vospitatel-mdou-cr-ds-102-g-magnitogorsk.html

Массаж при ДЦП у детей: как правильно делать, методики, фото

Логопедический массаж при дцп

Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к сложнейшему заболеванию центральной нервной системы, возникающему во внутриутробном периоде, во время родов или в первое время после рождения. В комплексное лечение входит массаж при детском церебральном параличе.

Массаж при ДЦП

Цель массажа заключена в понижении рефлекторной возбудимости мышц, предупреждении развития контрактур, уменьшении синкинезии, стимулировании функции паретичных мышц, улучшении лимфо- и кровообращения, уменьшении трофических расстройств.

До проведения массажа максимально расслабляют мышцы, подбирая исходное положение и расслабляющие упражнения. Массаж при ДЦП проводят дифференцированно. Поглаживающие, растирающие и разминающие движения, пощипывания, катание, вибрация, пунктуация и потряхивание на сокращенных мышцах с повышенным тонусом проводят медленно, нежно и плавно для того, чтобы расслабить эти мышцы.

На растянутых и ослабленных мышцах проводят лечебный массаж более глубоко, применяя приемы вибрации: поколачивание и стегание, а также штрихование, пунктуацию, пощипывания и поглаживание.

В обязательном порядке массируют паравертебральные спинно-мозговые сегменты. Выполняют ЛФК, точечный массаж и логопедический, рефлексотерапию, ортопедическую коррекцию, иппотерапию.

При массаже определенных мышечных групп выполняется одновременно дыхательная техника движений.

До того, как провести ЛФК и лечебный массаж, необходимо учитывать то, что больной является ребенком, который не может выполнять движения самостоятельно, никогда не выполнял и не знает, как его выполнить.

Он вообще может не понимать необходимости лечения, поэтому часто не концентрирует внимание в отличие от взрослого пациента, часто бывает замкнутым и раздражительным. Массажисту понадобится выдержка и терпение, чтобы провести обучение упражнениям ЛФК.

Применяя ласку к ребенку, поддерживая контакт разговором и игрой с разными игрушками можно создать положительный эмоциональный фон.

В чем терапевтическая польза массажа при ДЦП?

Выполняя лечебный массаж, у больного ребенка происходят следующие изменения:

  • улучшается кровоток и лимфоотток;
  • активизируются обменные процессы в тканях;
  • происходит рефлекторное влияние на внутренние органы и нервную систему;
  • увеличивается мышечная масса ребенка;
  • повышаются адаптационные возможности организма ребенка.

Польза

Во время массажа расслабляются сжатые мышцы и стимулируются слабые. Кроме того, он обладает и другими полезными свойствами для больного ребенка:

  • стимулирует приток крови к спазмированным мышцам. Они развиваются, поэтому количество мышечной массы увеличивается;
  • активизируются обменные процессы в организме, за счет чего улучшается работа всех внутренних органов;
  • способствует оздоровлению организма больных.

Однако сам по себе массажный сеанс не приведет к полному выздоровлению. Ведь его нужно сочетать и с другими методами лечения: приемом лекарственных препаратов, лечебной физкультурой. Кроме того, сейчас для облегчения симптомов ДЦП применяют акватерапию, дельфинотерапию и другие эффективные приемы.

О том, что такое ДЦП, что важно помнить и применять помимо массажа — читайте в материале «Методики лечения ДЦП».

Методика проведения

Целью массажа является снижение возбудимости мышц, а также стимулирование кровообращения и уменьшение мышечной атрофии. Прежде чем его делать, должна быть изучена методика массажа при ДЦП у детей.

С ее помощью можно быстро подобрать варианты для конкретного случая. Любая техника включает в себя рекомендации по расслаблению мышц и используемым приемам в процессе работы.

Обязательно перед началом сеанса все группы мышц ребенка расслабляются.

Для расслабления мышц следует втирать в кожу ребенка персиковое или подсолнечное масло. Проводятся поглаживания сверху вниз до небольшого покраснения кожного покрова.

Во время массажа используются пощипывание, поглаживание, пунктуация, штрихование. С целью расслабления крупных групп мышц их разминают руками.

А чтобы расслабить мышцы плечевых и тазобедренных суставов, следует слегка надавливать на них ладонями. Кроме того, для разминки мышечной массы используется прием потряхивания.

Сначала оно должно быть легким и плавным, постепенно становясь более интенсивным. Массажист берет ручку или ножку пациента и выполняет встряхивания.

Реабилитация ДЦП – это большой труд как для больных, так и для специалистов. К детям нужно относиться терпеливо, поскольку они не всегда понимают необходимость проводимых процедур. Притом часто ребенку трудно выполнять различные упражнения, поэтому массажист должен помочь ему в этом. Во время сеанса можно предложить малышу играть с игрушками, чтобы поднять его настроение.

Для лечения ДЦП требуется не только массаж, но и ЛФК.

Показания и противопоказания к процедуре

Прямыми показаниями к проведению массажа у детей и взрослых с диагнозом «церебральный паралич» считаются:

  • повышенный тонус мышечного аппарата;
  • снижение уровня роста мышц;
  • нарушение кровообращения и оттока лимфоидной жидкости;
  • плохое общее самочувствие;
  • проблемы с осанкой (развитие кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночного столба);
  • развитие мышечной кривошеи;
  • нарушение костной системы (наличие плоскостопия, косолапости и др.);
  • дисплазия тазобедренных суставов.

Как и любая другая лечебная процедура, массаж имеет свои противопоказания. К противопоказаниям к проведению классической процедуры относят:

  • аллергия в острой форме;
  • грибковое заболевание кожного покрова;
  • нарушенная целостность эпидермиса;
  • развитие острой респираторной болезни.

Точечный массаж не проводят при:

  • сопутствующем развитии инфекционного заболевания;
  • наличии острой сердечной недостаточности;
  • нарушенной целостности кожного покрова.

Аппаратный массаж не проводят при любых кожных или инфекционных заболеваниях, воспалительных процессах в органах или лимфоузлах, при запущенном течении варикозной болезни.

Сегментарный массаж

Чтобы ребенок с ДЦП нормально развивался, специалист воздействует на сегменты спинного мозга. Выполняется это посредством массажа некоторых участков кожи и мышц. Массируется область вдоль позвоночника, затем лопатки, ягодицы, ребра. Движения выполняются большим, указательным и средним пальцами.

Применяют растирание, вибрацию, вытяжение и другое. После каждого приема поглаживают кожу для ее расслабления. Массаж проводится до появления покраснений на спинке. Ребенок не должен испытывать болевых ощущений во время сеанса.

Классический массаж

Классический массаж при ДЦП у детей способствует нормализации тонуса мышц. В процессе применяются методы поглаживания, разминания, вибрации. Массаж должен быть плавным и соответствовать ряду требований.

Сначала разминают шею, затем постепенно переходят к спине, ягодицам, бедрам. Прорабатывают подлопаточные области, ослабленные из-за спазма большой грудной мышцы.

Если ребенок еще не может стоять, его лопатки сводят к позвоночнику, а только после этого начинают массировать мышцы. Для этого руку сгибают в локте и укладывают ее на спину.

Пальцами надавливают область между лопаткой и ребрами, затем массируют саму лопатку и под ней. Только после этого приступают к массажу живота, ручек и ножек.

Существует ряд правил классического массажа.

  • Все приемы используются избирательно, учитывая особенности течения заболевания и самочувствие пациента.
  • Медикаменты дают детям до начала сеанса.
  • При повышенной чувствительности кожи малыша рекомендуется начинать с сегментного массажа.
  • Ребенка нужно положить так, чтобы его мышцы были максимально расслаблены.
  • После сеанса массажа рекомендовано провести несколько упражнений, закрепляющих полученный результат.

Детский массаж при ДЦП начальной стадии выполняется приемами поглаживания, растирания, валяния. Если у ребенка диплегия, требуется общий массаж с более глубоким надавливанием на суставы. В первый день прорабатывают ноги и спину, во второй – руки, живот, грудь.

Бобат-терапия: суть метода

В педиатрической практике существует множество вариантов мануальной терапии, направленных на устранение определенной группы патологических проявлений церебрального паралича. Основные виды лечебных мануальных воздействий при ДЦП:

  • Сегментарный массаж. Производится последовательная проработка кожи в паравертебральных зонах с применением приемов сверления и пиления. Методика улучшает иннервацию конечностей, способствует формированию правильной осанки.
  • Точечный массаж. Специалист аккуратно надавливает на акупунктурные точки тела, добиваясь расслабления или стимуляции отдельных мускульных групп.
  • Массаж, стимулирующий развитие костей. Используются техники растирания, вибрации, кругового трофического массирования в зоне метафизов костей и суставов.
  • Логопедический массаж. При проблемах с артикуляцией у старших детей массажист проводит бережное разминание мускулатуры лица: щек, губ, подбородка, носогубной складки.

Сеанс длится от 20 до 45 минут в зависимости от количества применяемых мануальных техник. Лечение назначается на постоянной основе, курсами по 10-20 процедур.

Сеансы выполняются в реабилитационных кабинетах медучреждений, санаториях или с выездом специалиста на дом, что влияет на стоимость массажа.

При ДЦП мануальные приемы обязательно дополняют методами ЛФК, водными и другими физиотерапевтическими процедурами.

В 50-е годы прошлого века чешский профессор Вацлав Войта, работавший в клинике с детьми, больными ДЦП, открыл закономерность движений. Профессор понял, что при нажатии на определенные точки на теле все люди рефлекторно совершают совершенно одинаковые движения.

Это открытие стало основой предложенного В. Войта метода лечения, получившего своё название от имени первооткрывателя.

Механизм движения мышечно-скелетной системы приводится в действие импульсами, поступающими от спинного мозга. Однако эти импульсы не «включатся», если к спинному мозгу не придет побуждающий сигнал от головного мозга. У больных ДЦП эта связь нарушена. Однако Войта обнаружил, что ее можно восстановить, если начать задавать алгоритм работы двигательного механизма «с конца», т.е.

Если у здорового человека от рождения заложены безусловные двигательные рефлексы, то у больного с помощью войта-терапии закладывается условный рефлекс на каждое правильное движение.

Процедуры рекомендуется проводить 3-4 раза в день. Они эффективны как для грудных детей с ДЦП, так и для дошкольников. Метод Войта применяют и в лечении детей школьного возраста, а вот подростки уже поддаются лечению хуже.

Источник: https://medspina.ru/pozvonochnik/detskij-cerebralnyj-paralich-massazh.html

Логопедический массаж при ДЦП

Логопедический массаж при дцп

В работе с детьми с ДЦП используют следующие виды массажа: 1. Классический. 2. По биологически активным точкам (БАТ). 3. С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко. 1.

Классический логопедический массаж Последовательность движений сверху вниз – ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх – от шеи ко лбу). Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.

Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные – седативные, поверхностные и быстрые – тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).

Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1.

 

— от подбородка к вискам; — от уголков рта к вискам; — от крыльев носа к вискам; — вдоль скуловой кости к вискам, — по надбровным дугам по направлению к вискам поглаживающие, растягивающие
— вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы), — по надбровной дуге в направлении к вискам; поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб) поглаживающие, разминающие
— в точке Таiyang (см. таблицу №2) к вискам; — в точке Е 1 в направлении сверху вниз; — вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу. поглаживающие и разминающие
— от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25 (см. таблицу №2) поглаживающие и разминающие,
— вдоль крыльной части носовой мышцы разглаживающие, растирающие, вибрационные
— вдоль “царской мышцы” с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (см. таблицу №2) ( в стороны).
— от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть; — от угла рта к вискам по щечной мышце поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР -растягивающие
— от угла рта (в точке Е4): а)в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх (“улыбка клоуна”) — по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.); — по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы; двухсторонние растягивающие поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения разминающие возвратные движения поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке)
— от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы); — вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы, опускающей угол рта, нижнюю губу); — вдоль мышц дна ротовой полости поглаживающие, разминающие, растягивающие вибрационные
— вдоль грудино-ключично-сосцевидной мышцы поглаживающие, растягивающие

Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастики мимической и артикуляционной мускулатуры. Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта.

Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно: * в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением; * в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении; * с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз. Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1. 2. Массаж по биологически активным точкам Он проводится с детьми 3-5 лет на первом этапе ЛЛФК. Спорным является вопрос о том, что в более поздние сроки эффективность его применения снижается в связи с возрастным увеличением устойчивых порочных поз и движений, мешающих нахождению истинной точки и глубине воздействия на нее. Основные задачи его применения заключаются: * в более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов, * нормализации тонуса мышц, и стимуляции активного движения, * улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов. Массаж по точкам способствует успешному проведению пассивно-активной гимнастики. Руководствуясь опытом практической работы, можно сделать вывод о несовместимости одновременного проведения общего логопедического и массажа по точкам, т.к. часто у ребенка с церебральным параличом возникает реакция, неадекватная воздействию, мешающая, формированию устойчивой рефлекторной дуги, с возможными проявлениями вегетативных расстройств, эмоционально-личностных нарушений. Реализуя задачи, направленные на нормализацию тонуса мышц, используются два основных метода тормозной и возбуждающий. Первый метод заключается в использовании плавных медленных вращательных движений подушечкой пальца (указательного или среднего) с постепенным нарастанием, фиксацией и уменьшением силы давления (без отрыва пальца от точки). Возбуждающий метод предполагает использование энергичных коротких надавливающих движений с резким отрывом пальца после каждого приема. Точки воздействия всегда двухсторонние, продолжительность воздействия на каждую точку от 15 до 30 сек. с постепенным увеличением нагрузки. Предварительная работа заключается: * в подборе точек в зависимости от целей и задач массажа (по результатам невролого-логопедического обследования) и составлении схемы, * пальпации на предмет увеличения желез (при краниостенозе, стенозе венечного шва черепа не рекомендуется проводить массаж мышцы, сморщивающей бровь, лобных мышц; в случае увеличения передне- и заднешейных желез необходимо отказаться от массажа мышц шеи, заменив его пассивно-активной гимнастикой; в случае, когда увеличены подчелюстные лимфатические узлы, следует исключить упражнения с элементами метамерной стимуляции Скворцова – Осипенко вдоль скуловой кости нижней челюсти). Помимо точек акупунктуры, расположенных на лице, используют : * главную точку тонизирования во всей акупунктурной системе Е 36 (Zusanli), расположенную на передней области голени (используется при слабой конституции, при атоническо-астатической форме церебрального паралича), * главную точку для всех парезов F 3, обладающую сильным седативным воздействием и расположенную на тыльной стороне стопы, в межкостном промежутке между первой и второй плюсневыми костями (используется при парезах, при спастичности мышц); * GI 4(Неgu), расположенную на тыльной стороне кисти и отвечающую “за все происходящее в голове и на лице” (в сочетании с. Е 36 оказывает тонизирующее воздействие, в сочетании с F 3 используется при парезах). Элементы вибрационного массажа используются в комбинации с классическим массажем для достижения максимального эффекта релаксации в одном случае, и щадящем массаже – в другом.

Интересует логопедический массаж? Запишитесь на консультацию впо телефону +7 (495) 150-43-47

или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник: https://www.LogopedPlus.ru/articles/dtsp/logopedicheskiy-massazh-pri-dtsp/

Логопедический массаж для детей: показания, условия проведения, противопоказания, методики, при ДЦП

Логопедический массаж при дцп

Речь ребенка формируется довольно сложно. Этому предшествует множество факторов – протекание беременности, роды, наследственные особенности. В любом случае, для лучшего развития речевой деятельности необходим логопедический массаж для детей. Детям с дефектами речи он восстановит утраченные функции, детям с нормальным развитием улучшит произношение всех звуков.

Кому нужен?

Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.

Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности.

Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.

Противопоказания

Если у малыша замечены данные заболевания, то курс массажа следует отложить до полного выздоровления.

  • Простудные заболевания;
  • Герпес;
  • Воспалительные процессы глаз или ушей;
  • Воспаления ротовой полости, языка.

Не стоит делать действия неспокойному ребенку. Успокойте малыша, поговорите или поиграйте с ним. В противном случае отложите занятия.

Основные методики

Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.

Детский массаж для языка

Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.

  1. По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
  2. Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
  3. По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
  4. Повторить то же самое круговыми движениями.
  5. Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
  6. Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.

Детский массаж для лица

Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:

  1. В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
  2. Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
  3. Провести щипковые движения по тем же местам.

Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.

Детский массаж для рук

Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.

Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.

Последовательность действий:

  1. Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
  2. Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
  3. Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
  4. Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
  5. Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
  6. Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.

Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.

Для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе (ДЦП) травмируется функции движения и речевого аппарата. Логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на ребенка с ДЦП.

Но в каждой ситуации необходимо подбирать для малыша оптимальный вариант занятий, в зависимости от индивидуального течения болезни. Проведение массажа с ДЦП в домашних условиях полезно с применением видео.

Данные уроки универсальны, но перед самостоятельным проведением необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обучение.

У детей с ДЦП очень важной является поза, в которой проводятся манипуляции. Позы для болезни ДЦП бывают следующие:

  • Положение эмбриона;
  • Положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Под шею подкладывается валик или жесткая подушка.
  • Положение эмбриона, лежа на боку;
  • Положение на животе, с валиком под грудью.

Массаж лица и шеи

  1. Двумя ли тремя пальцами гладят лоб ребенка в направлении от середины к височным зонам лица.
  2. Гладят лоб, начиная от бровей, заканчивая у основания волос.
  3. Поглаживающие движения по двум сторонам носа с верхней его части к нижней.
  4. Гладящие движение от середины подбородка к ушным впадинам.
  5. Гладящие движение от середины верхней губы к ушным впадинам.

Каждое движение для детей необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять упражнения для лица в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа языка при ДЦП

Расслабление языка и мышц с ним связанных активно расслабляет зажатые нервы и улучшает состояние малыша с ДЦП. Примерный порядок проведения массажа языка:

  1. Надавливание точки в ямке под челюстью;
  2. Одновременное надавливание на точки в носогубной складке;
  3. Одновременное надавливание на точки мышц скул;
  4. Одновременное надавливание на точки мышц под челюстью.

Расслабление мышц шеи при ДЦП

Массаж мышц шеи расслабляет зажатые мышцы корня языка.

  1. Область горла медленно гладят попеременно то правой, то левой кистями.
  2. Обеими руками гладят шею от ушных раковин до подмышечных впадин.
  3. Провести подобные поглаживающие движения по задней части шеи.

Простое поглаживание благоприятно сказывается на расслаблении большинства мышц шейной зоны и речевого аппарата. Все поглаживания при ДЦП выполняются медленно, чтобы пациенту было приятно. Ориентируйтесь на видео уроки. Выполнение движений:

  1. Пальцы устанавливаются на середину лба и ведутся к вискам.
  2. Такое же начальное положение и ведутся в ушам.
  3. Пальцы устанавливаются около бровей и по лбу проводятся в основаниям волос.
  4. Медленные движения от носа к ушам.
  5. Те же повторения от верхней губы к ушам.
  6. Сплошное поглаживание от волосяного покрова до шеи через все лицо
  7. Проведение кончиками пальцев от губ до подбородка
  8. Легкие постукивания всего лица – губы, щеки, лоб, подбородок.

Любой логомассаж окажет положительное влияние на развитие речи ребенка. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать сложностей в дальнейшем.

Источник: https://LechenieDetej.ru/lfk-i-massazh/logopedicheskij-massazh.html

www.dohealthy.ru