Госпитализм это (в психологии)

Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом

Госпитализм это (в психологии)

Госпитализм – патологический синдром, характеризуемый широким спектром психических, неврологических, соматических дефектов, возникновение которого обусловлено продолжительным пребыванием индивида в стационарном лечебном учреждении.

Формирование синдрома госпитализма базируется, в первую очередь, на негативном воздействии на психику человека неблагоприятных условий больничной атмосферы. Не меньшее значение для развития госпитализма является длительный разрыв тесных контактов с близкими родственниками и привычным кругом общения.

Базой для образования патологического симптомокомплекса выступает полная или частичная изоляция больной особы от человеческого сообщества, лишение возможности вести полноценную жизнедеятельность.

Недостаток общения, дефицит внимания и заботы со стороны близких людей оказывают отрицательное влияние на психический статус и физическое состояние субъекта.

Явление госпитализма определяется у пациентов больниц независимо от их возраста, половой принадлежности, социального статуса, материального положения, уровня интеллекта.

В детском возрасте синдром госпитализма проявляется существенным отставанием в физическом и психическом развитии.

У взрослых данный патологический симптомокомплекс приводит к ухудшению когнитивных и мнестических функций, лабильности эмоционального статуса, развитию тревожных и аффективных расстройств, нередко завершаясь полной деградацией личности.

«Детский» вариант госпитализма: признаки

Госпитализм у пациентов детской возрастной категории – более распространенное и хорошо изученное явление, которое приводит к серьезным негативным последствиям в здоровье человека.

Синдром госпитализма у детей напрямую влияет на развитие и становление личности и инициирует глубокую умственную отсталость субъекта.

Расстройство, оставленное без лечения, может стать причиной необратимых серьезных психических и физических отклонений.

Основные причины госпитализма у детей – совокупность нижеперечисленных факторов:

  • противоестественное отделение маленького ребенка от матери, лишающее его тесной эмоциональной связи;
  • дефицит родительского внимания и заботы;
  • недостаток общения со сверстниками;
  • невозможность проводить в больничных условиях в полном объеме воспитательные, развивающие и обучающие мероприятия;
  • скудный психологический климат в медицинских учреждениях;
  • нехватка человеческого внимания со стороны персонала;
  • бедность эмоциональных переживаний из-за ограниченного поля деятельности;
  • невозможность освоить требуемые социальные навыки;
  • неосуществимость проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать ловкость и сноровку;
  • невыполнимость преодоления в игровой форме существующих эмоциональных проблем.

Эти факторы приводят к развитию у детей эмоциональной недостаточности, нарушениям высших психических функций, соматическим и вегетативным дефектам.  У детей отчетливо обнаруживаются следующие признаки госпитализма:

  • запоздалое развитие и значительное обеднение моторики: движений, мимики, жестикуляции;
  • резкое ухудшение способности в использовании речевого аппарата, недостаточный лексический запас, неверное составление речевых конструкций;
  • регулярное выполнение бессмысленных навязчивых движений;
  • низкие антропометрические показатели развития ребенка;
  • снижение функций иммунной системы, низкая сопротивляемость инфекционным агентам;
  • появление астенического статуса: вялость, апатия, сонливость;
  • изменение пищевых привычек, снижение или отсутствие аппетита;
  • проблемы с качеством сна, его прерывистость;
  • искажение восприятия собственной личности;
  • утрата способности к полноценному социальному взаимодействию;
  • предписывание личностью несуществующих у него негативных характеристик, например: неисправляемой ущербности.

Обстановка медицинских учреждений, болезненность и дискомфорт от лечебных манипуляций, невозможность поделиться с близкими людьми своими переживаниями вызывают патологическую фиксацию на переживаниях страха. В конечном итоге госпитализм приводит к формированию депрессивных состояний и фобических расстройств.

«Взрослый» вариант госпитализма: признаки

Явление госпитализма у зрелых людей – состояние, свойственное лицам, страдающим хроническими заболеваниями с упорным и тяжелым проявлением симптомов, которые надолго приковывают человека к больничной койке. Чаще всего этот патологический синдром фиксируется у людей преклонного возраста, которые остались без попечительства родственников.

Основную роль в развитии госпитализма играют следующие факторы:

  • продолжительная изоляция от общества;
  • прямая зависимость от медицинского персонала;
  • систематическая чрезмерная опека со стороны медработников;
  • недостаток собственной активности;
  • побочные действия принимаемых фармакологических препаратов, в частности: нейролептиков;
  • отсутствие адекватных реабилитационных мероприятий.

Длительное пребывание в атмосфере медицинского учреждения приводит к тому, что пациент вживается в образ «хронического пациента». Для особы, страдающей госпитализмом, пребывание в больничной обстановке становится незаменимым условием для комфортного существования, специфическим «образом жизни».

Оказавшись за пределами клиники, субъект не только испытывает существенные неудобства, но и просто не знает, как взаимодействовать в социуме. По этой причине индивид, зависимый от госпитализма, прикладывает максимум усилий, чтобы вновь очутиться в больничной среде, нередко становясь хроническим ипохондриком.

Результатом синдрома госпитализма у взрослых выступают следующие обстоятельства:

  • интенсивное ухудшение памяти;
  • снижение потенциала когнитивной сферы;
  • неспособность к полноценной социальной адаптации;
  • утрата интереса к привычной деятельности;
  • потеря профессиональных навыков;
  • отсутствие внутренней уравновешенности;
  • снижение эмоциональной отзывчивости;
  • искаженное восприятие факторов окружающей среды;
  • бездеятельность и безынициативность;
  • негативное отношение к любой активной деятельности;
  • безучастность к собственной судьбе;
  • иррациональная боязнь приложить какие-либо усилия;
  • разрушение личных отношений;
  • склонность к хронификации болезни.

У индивидуума, страдающего госпитализмом, развивается апатия и депрессия, у него отсутствуют четкие цели и планы.

У больного определяется психическая «вялость», быстрая истощаемость ресурсов нервной системы, притупленность внимания.

У лица, страдающего госпитализмом, фиксируется существенное замедление моторики, искаженная жестикуляция и мимика. У такого субъекта обнаруживается разорванность мышления и стереотипные формы поведения.

Такая персона неспособна самостоятельно решить простейшие бытовые задачи. Итогом неизлеченного синдрома госпитализма является полная беспомощность индивида в вопросах самообслуживания.

Такой субъект неспособен полноценно функционировать за пределами больничной атмосферы. Он обретает жизненную пассивность, полное безразличие к происходящим событиям, гнетущую эмоциональную опустошенность.

Фактически, госпитализм в тяжелой форме, уничтожает личность человека, превращая его в бесчувственное, немыслящее существо.

Источник: https://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/gospitalizm.html

Госпитализм – ‌чем‌ ‌опасен‌ ‌дефицит‌ ‌общения‌ ‌и‌ ‌внимания‌

Госпитализм это (в психологии)

Приходилось ли вам долгое время лежать в больнице или находиться в другом государственном учреждении вдали от родных и друзей? Что вы при этом чувствовали? Вероятно, вам не хватало душевных разговоров, объятий, тепла. Из-за этого вас одолевала тоска, мучила подавленность.

Это и есть легкие проявления госпитализма. В более тяжелых случаях синдром госпитализма проявляется целым рядом соматических и психических нарушений. Особенно опасен госпитализм для детей из интерната и неблагополучных семей.

Предлагаю разобраться во всем по порядку: какого происхождение феномена госпитализма и что это значит, как проявляется и как лечится.

Что такое госпитализм

Название образовано от латинского слова hospitalis, что означает «гостеприимный», «госпиталь». Госпитализм – это синдром, при котором у человека возникают психосоматические нарушения из-за длительного пребывания в больнице, вдали от дома и друзей.

В то же время под этим подразумевается отставание в психическом и физическом развитии у детей, с младенчества выросших в интернате или лишенных родительского внимания и любви. Близкое, теплое общение с матерью и другими значимыми взрослыми – ведущая потребность младенчества.

Депривация (неудовлетворение потребности) приводит к психофизическим и интеллектуальным нарушениям, задержке в развитии.

Рассмотрим более подробно определения госпитализма в психологии и психиатрии.

В психологии

Госпитализм – это в психологии психосоматические изменения личности в результате дефицита общения с близкими. Психологи рассматривают госпитализм с двух сторон: у детей и у взрослых.

В первом случае под этим подразумевается психофизическая отсталость ребенка из-за дефицита общения в первые годы жизни. Во втором случае речь идет о психосоматических расстройствах, вызванных длительным нахождением в больнице.

Однако стоит отметить, что госпитализм, возникший в детстве, может преследовать ребенка всю жизнь. В то же время дети, как и взрослые, подвержены больничному госпитализму.

В психиатрии

Это ухудшение психофизического состояния из-за длительного нахождения в больнице. Альтернативное название – синдром отрыва от дома. Проявляется социальной дезадаптацией, утратой трудовых навыков, потерей интересов, обострением хронических заболеваний, ослаблением потребности в общении и рядом других изменений.

История открытия феномена

Явление госпитализма в психологии было открыто психоаналитиком Р. Спитсом (1945 г.).

Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных долгое время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате.

Психоаналитик выяснил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение о сепарации ребенка от матери.

Спитс изучал состояние детей, которые находились в благоприятных с точки зрения гигиены условиях (питание, уход, чистота), но без должной материнской поддержки. И вот что он заметил:

  • на третьем месяце жизни у детей возникли физические ухудшения, ослаб иммунитет, возросла смертность;
  • чуть позже стали заметны психические изменения, в частности депрессивность, пассивность, заторможенность;
  • на втором году жизни стали заметны признаки глубокой психофизической отсталости во всех областях (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).

В результате своего исследования Шпитс (Спитс, Спиц) заключил, что детям необходима забота и любовь матери. Она важна для жизни и развития ребенка.

Психоаналитик выявил две формы синдрома:

  • госпитализм, связанный с полной депривацией материнской заботы;
  • анаклитическая депрессия, которая возникает в том случае, если сначала ребенок нормально общался с матерью, а потом его изолировали.

Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация приводит к госпитализму. В том числе ненадлежащий уход за ребенком в условиях семьи. Этой же точки зрения придерживаются современные исследователи.

Причины госпитализма

Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.

В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.

Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях. Например, где родители заняты построением карьеры.

Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  • длительная изоляция в медицинском учреждении;
  • дефицит общения с семьей, родными, близкими;
  • пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).

К факторам риска относится следующее:

  • наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
  • пожилой возраст;
  • жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
  • жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
  • младенческий и детский возраст;
  • пребывание в пансионате, оздоровительном центре.

Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения.

Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой.

Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.

Симптомы и признаки

Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.

Синдром госпитализма у детей

У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:

  • недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
  • недержание мочи и кала;
  • задержка речевого развития;
  • задержка двигательного развития;
  • эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
  • навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
  • рахит;
  • отставание в физическом развитии;
  • низкий уровень адаптации;
  • отставание в освоении своего тела, языка;
  • болезненность;
  • вялость;
  • апатичность;
  • бледность;
  • пассивность;
  • истощение;
  • плохой аппетит;
  • проблемы со сном;
  • лихорадка;
  • сонливость;
  • гипотонус мышц;
  • отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).

Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.

Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).

Синдром госпитализма у взрослых и пожилых

Характерны следующие проявления:

  • социальная дезадаптация;
  • потеря интереса к работе и труду как таковому;
  • ослабление профессиональных навыков;
  • оскудение круга общения, снижение качества контактов;
  • обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
  • потеря аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • снижение адаптационных возможностей;
  • флегматичность;
  • оскудение мимики;
  • замедленная моторика;
  • когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
  • беспечность;
  • малоподвижность;
  • монотонность.

У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.

Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда.

Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров.

Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).

При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):

  1. Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
  2. Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
  3. Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
  4. Смешанный вариант.

Лечение госпитализма

Лечение синдрома у детей и взрослых отличается. Рассмотрим подробнее каждую из категорий.

У детей

Лечение подразумевает не только устранение негативного фактора, то есть восстановление теплого общения с мамой, но и системную работу с разными специалистами:

  • педагогическая коррекция;
  • психологическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • увеличение интенсивности общения.

Вместе с этим проводится симптоматическая терапия, то есть психологическое и медицинское лечение для устранения признаков истощения и отсталости. Программа мероприятий подбирается индивидуально.

У взрослых

Прежде всего, нужно устранить негативный фактор: вылечить хроническое заболевание, перейти на амбулаторное лечение. Но важнее всего вернуть человеку поддержку близких, общение с ними. Показано комплексное лечение у терапевта, психотерапевта (психиатра). Желательно избегать консультаций в стенах медицинского учреждения, рекомендуется приглашать специалиста на дом.

Главное правило профилактики госпитализма – это общение.

Чем опасен госпитализм

Каждый случай требует частного рассмотрения, но можно абсолютно точно сказать, что иногда эффекты госпитализма имеют необратимый характер и даже приводят к смерти. Среди людей с синдромом госпитализма выше риск развитии психических расстройств, асоциальных наклонностей.

Детский госпитализм опасен тем, что ребенок станет диким и уже никогда не сможет вернуться к нормальной, человеческой жизни. Виктор Каспар, Джени из Калифорнии – яркие примеры детей-маугли из прошлого. Но пугает, что это происходит и в наше время.

Не так давно все телеканалы пестрили шокирующей новостью: «В московской квартире нашли пятилетнюю девочку-маугли». Таких историй очень много. Кому-то удается стать человеком, кто-то так и остается «диким животным», живущими инстинктами и рефлексами.

К сожалению, даже на современном уровне развития педагогика, психология и другие социальные науки не всегда способны помочь таким детям.

Профилактика госпитализма

В качестве профилактики психологи рекомендует родителям или другим близким взрослым общаться с ребенком как можно больше, а начинать общение как можно раньше.

Это должно быть очень теплое, эмоциональное взаимодействие. Играйте, занимайтесь с ребенком. Старайтесь не оставлять ребенка одного в больнице, не оставляйте его с эмоционально холодным человеком.

Изучайте возрастную психологию, чтобы корректно ухаживать за малышом.

Профилактика госпитализма среди взрослых подразумевает максимальное сохранение контактов с внешним миром: общение по телефону, скайпу, чату, личные визиты. Не бросайте своих бабушек и дедушек, не замыкайтесь в себе, если сами оказались в больнице.

Если бы в больницах, интернатах и других учреждениях рядом с больным (воспитанником) всегда был человек, который 24 часа 7 дней в неделю уделял бы внимание только ему, то, вероятно, синдром госпитализма не проявится. Но мы понимаем, что это невозможно, по крайней мере, в государственных учреждениях. В быту же можно нанять няню, сиделку.

Источник: https://onona.online/psihologiya/gospitalizm

Госпитализм у детей и взрослых: причины, симптомы, профилактика

Госпитализм это (в психологии)

Госпитализм – это психологический термин, обозначающий серьезное нарушение психической деятельности  у детей или взрослых.

Такой феномен обусловлен дефицитом человеческого общения, узостью социальных контактов или полной изоляцией от общества.

Таким образом, госпитализм — это отставание в развитии детей или деградация эмоциональных и поведенческих реакций у взрослых.

Чаще обнаруживается в раннем, дошкольном и школьном возрасте. В юности, зрелости и старости встречается редко.

Наукой изучены случаи заболеваемости у детей, которые в силу тех или иных причин долго пребывали в госпиталях или других медицинских учреждений, интернатах или детских домах.

Взрослые пациенты страдают депрессиями и потерей интереса к окружающему миру.

Причины возникновения

Обоснования, вызывающие подобное явление носят на сегодняшний день чисто теоретический характер, исследований, которые подтвердили бы природу этого психического расстройства на практике пока нет.

Долгое время, наблюдая за детьми с госпитализмом, медики считали, что их состояние вызвано гиповитаминозами, ослабленным иммунитетом, плохим питанием и условиями содержания в казенных учреждениях.

Тщательно изучать отклонение начал американский психолог Рене Спиц. Автор понятия «госпитализм» в 40-х годах двадцатого столетия собрал и проанализировал десятки случаев заболевания у детей, проживавших в стационарах и домах ребенка.

Ученый опроверг предположение о том, что именно неблагоприятные условия содержания являются причиной отклонения в детском развитии, так как болезнь была обнаружена и у тех ребят, которые хорошо питались и получали должный уход. Поэтому исследователь сделал революционное предположение, что в основе госпитализма лежат внутренние неразрешимые конфликты в душе ребенка.

Вместе с группой единомышленников Спиц создал теорию о происхождении этого расстройства, используя учение Зигмунда Фрейда.

В итоге, пусковым механизмом госпитализма психологи стали считать отсутствие родительского тепла, любви и заботы в период новорожденности и младенчества. Разлука или отсутствие матери (отца) становится для малыша психологической травмой, последствия которой на подсознательном уровне отражаются на всей его последующей жизни.

Предположительно именно этот внутренний конфликт, неразрешенный и во взрослом возрасте может стать отправной точкой для проявления госпитализма у зрелых или даже пожилых людей.

Доказывая свою теорию, Спиц опирался на примеры, когда маленькие дети, выжившие в дикой природе и «воспитанные» животными, по возвращении в цивилизацию, так и не смогли развить навыки человеческого поведения и должного уровня общения с другими людьми.

Симптомы

Поскольку госпитализм это в психологии отставание в развитии для детей и деградация для зрелых людей, его признаки у данных возрастных групп несколько отличаются.

Детский госпитализм характеризуется:

  • отклонениями от нормальных показателей роста и веса, такие дети имеют определенный внешний вид — они низкие, худые, с неразвитой мускулатурой;
  • сложностями при осуществлении активных физических действий, малыши поздно осваивают ходьбу и неуверенно двигаются, бегают, держат руками и пользуются предметами быта;
  • обедненностью мимики и эмоциональных реакций, т.е. они не отвечают как должно на многие события в жизни, не могут смеяться над чем-то, радоваться новому, получать удовольствие от игр;
  • частыми монотонными движениями тела, конечностей, губ или глаз (раскачиванием головы из стороны в сторону, сжиманием разжиманием кистей, морганием и т.п.);
  • восприимчивостью к соматическим заболеваниям, малыши быстро «подхватывают» инфекции и тяжело переносят их, страдают многочисленными хроническими недугами;
  • задержкой речи;
  • недоразвитием интеллекта;
  • поздним освоением гигиенических навыков (горшка, мытья рук, душевых процедур).

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?

  • отсутствие нормального общения с ребенком (игр, разговоров, обмена эмоциями);
  • плохой уход за малышами (игнорирование их потребностей, нежелание купать, переодевать, укладывать спать, кормить, сопровождать на прогулки).

Симптомы расстройства у взрослых

У данной возрастной группы причина госпитализма заключается в дефиците человеческого общения, изоляции. Поэтому случаи болезни часто обнаруживаются в тюрьмах, отдаленных от цивилизации населенных пунктах или в домах престарелых.

https://www.youtube.com/watch?v=pRJaBa76mZg\u0026list=PLQV4hWLZAhz_iXtVP5BG0Q_5aot1iMfaU

Такие люди, лишенные общества, полноценных дружеских и родственных связей становятся апатичными и безынициативными, не могут четко формулировать свои мысли и выражать их, а также дать ответную реакцию на положительные или отрицательные стимулы извне.

Они перестают читать, смотреть телевизор, выходить на прогулки, имеют застывший взгляд и отрешенное выражение лица, их конечности могут периодически подергиваться.

Лечение

Помочь людям с госпитализмом непросто, терапевтический эффект связан с выявлением психологической проблемы, запустившей механизм болезни.

Таких людей приходится заново обучать коммуникативным умениям, развивать мелкую моторику, обогащать эмоциональную сферу. Однако, как только обнаруживаются положительные сдвиги, пациентов можно пригласить на групповые занятия. И хотя это заболевание считается достаточно сложным, в некоторых случаях может быть достигнут прогресс и качество жизни пациентов существенно повышается.

Психологи и психотерапевты используют для детей и взрослых с госпитализмом арт-терапию, музыкальную, телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации, активно практикуется семейное консультирование с включением в процесс лечения родителей и близких людей.

Коррекция госпитализма требует комплексного подхода и участия в лечении педагогов и учителей. Детям необходимы специальные упражнения для тренировки внимания, двигательных навыков, мышления, памяти.

Медикаментозная терапия применяется редко, только в запущенных тяжелых случаях.

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/gospitalizm-u-detej-i-vzroslyh-prichiny-simptomy-profilaktika/

Госпитализм – психология

Госпитализм это (в психологии)

Госпитализм — замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных условиях интернатных учреждений.

Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми.

Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Исследования Р. Спица

Подобное состояние, возникавшие у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х г. XX в.

американским психологом Рене Спицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц.

Спиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи.

Спиц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию , склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка.

В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

Условия возникновения

Факты, выявленные Спицем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения.

Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания.

https://www.youtube.com/watch?v=6xs8cEnmx68\u0026list=PLQV4hWLZAhz_iXtVP5BG0Q_5aot1iMfaU

Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самими маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает).

Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере.

Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.

===

Госпитализм без интерната ===

Эффект госпитализм может возникнуть и вне стен интерната, если ребенок был лишен общения с людьми с детства. Науке известно несколько таких примеров. Все они относятся к весьма отдаленному прошлому.

В этой связи возникают сомнения: не были ли упущены какие-то возможности педагогического воздействия, которые позволили бы достичь более обнадеживающих результатов? Казалось бы, за последние десятилетия психолого-педагогическая наука настолько шагнула вперед, что окажись такой «дикарь» в руках современных специалистов, уж они-то из него «сделали бы человека». Что ж, имеется и пример сравнительно недавний. Что же он демонстрирует?

4 ноября 1970 г. работником социальной службы городка Аркадия, шт. Калифорния, было сделано страшное открытие. В убогом домишке в чулане была обнаружена девочка лет тринадцати, которая, похоже, провела в таком заточении всю свою жизнь.

Ее мать, которая страдала психическим расстройством и отличалась крайне неадекватным поведением, не пожелала (или не смогла) объяснить свою «педагогическую концепцию», воплотившуюся в такой дикой форме. Кажется необъяснимым, что девочку она все-таки подкармливала, не давая ей умереть с голоду.

Впрочем, если б не случайная находка социального работника, жить девочке оставалось бы недолго. Состояние ее организма было удручающим. Иного и трудно ожидать при условии отсутствия полноценного питания, солнечного света, свежего воздуха и физической активности. Но еще более плачевным было ее психическое состояние.

Несчастная девочка не только не умела выражать словами свои мысли, но и мыслей никаких не имела. Все ее поведение сводилось к примитивному набору инстинктивных рефлексов.

Естественно, бедная девочка была отнята у матери-чудовища. Заботу о Джени — таким именем ее нарекли — взяла на себя целая команда специалистов из Калифорнийского университета под руководством психолога Дэвида Риглера. Долгие годы были посвящены титаническим усилиям по «очеловечиванию» Джени.

Итоги этой работы были представлены общественности в 1994 г. в рамках научно-популярной передачи по общенациональному телевидению.

Увы, результаты, несмотря на весь гуманистический пафос проделанной работы, оказались неутешительны: человеком Джени так и не стала, повторив печальный опыт , Каспара и десятков других «диких детей». (Кстати, в этой связи возникают резонные вопросы к теологам.

В каком состоянии пребывает в этом человеческом по виду теле? Можно ли вообще за набором примитивных констатировать хоть какой-то намек на существование души? Если, согласно религиозному канону, человеческое в момент рождения одухотворяется свыше, то в чем это проявляется в подобных случаях?)

Впрочем, этот результат был вполне предсказуем. Фактически перед нами оказался еще один пример, подтверждающий очевидную истину: ничто подлинно человеческое изначально в человеке не заложено, а с необходимостью должно быть привнесено, сформировано, причем начиная с самых ранних этапов развития, упущение которых невосполнимо.

Сегодня на каждом шагу можно услышать пафосные декларации воспитателей-«гуманистов», призывающих «не мешать» естественному развитию ребенка. Среди них, наверное, много замечательных людей, искренне ненавидящих муштру и зубрежку. Вот только им не мешало бы сверить свои идеалистические установки с печальными примерами, один из которых носит имя Джени.

Потому что дикаря можно вырастить не только в чулане.

Источник:

Госпитализм, что такое синдром госпитализма у малышей и взрослых

Госпитализм – это целый ряд психологическо-соматических расстройств, которые провоцируются продолжительным нахождением человека в условиях лечебного учреждения вдали от близких людей и собственного дома.

Это понятие наиболее определяет госпитализм у взрослых, а у детей явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах – в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.

Синдром госпитализма проявляется замедлением развития, трудностью у детей в овладении элементарными навыками самообслуживания и управления собственным телом, недоразвитостью речевого аппарата, уменьшенным уровнем адаптации к окружающей среде и социуму, утратой интереса трудовой деятельности и трудовых навыков в целом, низкой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме. Именно в детском возрасте явления госпитализма являются продолжительными и нередко необратимыми. При самых тяжелых случаях, при нелечении и продолжительного психологического угнетения, синдром госпитализма приводит к смерти индивида.

Госпитализм это в психологии явление отставания, введен термин впервые австро-американским психологом Рене Спитсем. Именно он в течении длительного временного диапазона проводил исследования – наблюдал детей в условиях больницы, без нахождения рядом матери.

Благодаря происхождению исследований и возникло само название – госпитализм.

Намного позже понятие обрело расширение и начало включать не только расставание по показателям здоровья, но и в общем отсутствии заинтересованности матери к своему чаду, при чем это может происходить, даже если они непрестанно находятся в прямой близости друг к другу.

Госпитализм: это что такое?

Госпитализм у взрослых возникает при нахождении человека длительно на больничной койке, психологически формируется синдром «хронического заболевшего», его пребывание практически превращается в норму жизненного уклада и человек не мыслит себя в иной среде – искажается мировосприятие, особенно ярко проявляется в пожилом возрасте. Отвыкая от существования вне больничных стен, человек совершает всеми правдами и неправдами действия и поступки для скорейшего возвращения в лечебный стационар.

Такое длительное пребывание больных, с уже развитыми психическими изменениями, в стационарных учреждениях, в дальнейшем неблаготворно влияет на прогнозирование соматического заболевания, с которым изначально поступает пациент.

Даже стойкий клинический период ремиссий не всегда сопровождается возобновлением социально-трудового приспособления, и адаптационные возможности снижаются прямо пропорционально длительности нахождения пациента в стационаре.

В частности продолжительное ежедневное пребывание именно в психиатрическом лечебном заведении увеличивает риск инвалидизации таких больных, влияние намного пагубнее и деструктивное, нежели само психическое заболевание.

При сроке пребывания, не достигающем отметки 5 – 10 месяцев свойственны лишь единичные проявления госпитализма; при длительности 10 – 15 месяцев – проявления доходят до фазы сформированного заболевания, именуемого – синдром госпитализма; самая тяжелая ситуация и выраженность симптомокомплекса при временном диапазоне пребывания в лечебном учреждении свыше 15 месяцев и более. Вывод – чем меньшее количество времени проведено в стационаре, тем больше шансов на сохранение осознания пациентом себя в социальном плане.

Существует несколько вариаций отклонения психики при болезни синдром госпитализма:

— Синдром деприватизационной десоциализации (формируется довольно медленно и постадийно, при длительной изоляция пациентов в психиатрических лечебницах).

— Синдром патерналистической подвластности или навязчивой мысли быть пациентом (отражение симптомокомплекса и результат систематического опекания и чрезмерного покровительства медицинским персоналом).

— Синдром фармакогенного психолого-эмоционального и социального личностного регресса (наблюдается наиболее молниеносное развитие, в отличие от других подвидов госпитализма, зачастую на фоне интенсификации терапевтического влияния при помощи нейролептических средств и при непомерных дозах психотропных лекарств).

— Смешанный объединенный вариант.

Госпитализм: причины

Причины госпитализма одинаковы в любом возрасте, включают следующий перечень:

— продолжительная госпитализация и изолированность конкретного человека от общения с близкими и родными людьми, друзьями, общение только лишь с медицинским персоналом;

— недостаток заинтересованности в их жизни и делах со стороны ближайших родственников;

— фактором риска является наличие хронических болезней, что заставляет подолгу проходить курс лечебных процедур;

— провоцирующий фактор – пожилой возраст, особенно у одиноких стариков (при заболевании такой человек остается один на один со своими жизненными тяжбами, без поддержки из внешней окружающей среды и от близких, особенно эмоциональная поддержка важна). В специализированных учреждениях (домах для престарелых и закрытых пансионатах), несомненно, обеспечиваются надлежащие мероприятия по уходу за такой когортой людей, но недостаток любви и внимания восполнить трудно со стороны, чужими людьми.

— младенческий и юный детский возраст.

В детских приютах, интернатах различного типа, домах малютки, особенно выражен синдром госпитализма, поскольку недостача персонала для полноценного обслуживания детей, проявления должного полного объема внимания и заботливости сотрудников, развития у них определенных навыков адаптации в социуме в целом по жизни. Не только в случае отлучении от матери, но и при нежелании, незаинтересованности матери, пи совместном проживании и пребывании постоянно вместе.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/__trashed-2099.html

www.dohealthy.ru